Продвижение фотографа в интернете.

Самый полный и подробный гайд, который только можно найти. Где искать клиентов, сколько обойдется реклама, как и где ее давать.
Эта статья предназначена не только для фотографов. Описанные здесь принципы подойдут для продвижения любого бизнеса в интернете, предоставляющего услуги. Написали ее два фотографа (с суммарным охватом в социальных сетях за 200 000 человек), маркетолог и PR агент. Собственно, прочитать ее стоит потому, что она представляет на текущий момент (и она будет дополняться, советую добавить в закладки) самый актуальный и полный гайд по продвижению фотографа, с учетом российских (и не только) реалий.
Серьезно, все, что можно найти на текущий момент в интернете – либо бесконечно устарело, либо в России не работает и представляет из себя перевод какой-нибудь американской статьи 1997 года. В этом гайде вы не найдете советов по съемке, обработке, цветокоррекции или ретуши.

Предполагается, что вы делаете классный продукт (ну хотя бы конкурентный) и прошли этап: «У меня есть зеркалочка. Я – профессиональный фотограф». Бывает, наступает момент, когда фото уже хороши, а денег за умение их снимать - нет. Узнаем, что пошло не так.

Как может монетизировать
свой труд фотограф?

Вариантов не сказать, что много. Все сводится к двум:

1/ Оплатой труда за фото (ретушь, если ретушер). Придется работать с людьми, интернет-магазинами и т.д.

2/ Обучением других (собственно умению снимать). Если вы внимательно взгляните на распиаренных ребят из социалок, у которых есть собственный стиль, то окажется, что большая часть из них предлагает обучение фотографии, мастер-классы по обработке, воркшопы и т.д.
Таким образом, сперва стоит определиться с хоть каким-то позиционированием. Из него вытекает ваша целевая аудитория, регион продвижения (ареал, в котором вы обитаете и работаете) и что собственно вам предстоит делать для своего продвижения, как фотографа, чтобы не прожить всю жизнь голодным художником.
1/ Девочки, которым нужна новая аватарка. Интернет-магазины, невесты, бизнесмены и бизнесвуманы.

2/ Другие фотографы.

Аудитория:

В случае если вы снимаете фото, а не обучаете других это делать – вы ограничены своим местоположением.

Если обучаете, то работать можно откуда угодно, но снимать (а лучше еще и ретушировать) нужно действительно хорошо, иначе Саша из Можайска не попросит научить чему-то по скайпу.

После того как определена аудитория, стоит подумать о том, куда ее вести посмотреть фотографии.

Вы можете завести профиль в Instagram, создать сайт, группу вконтакте, профиль на майведе, либо прибить себя причинным местом к асфальту, на главной площади города, обвесившись собственными фото. Особой разницы не имеет, главное, чтобы вы могли притащить на этот самый ресурс свою потенциальную аудиторию, продемонстрировать работы и дать понять, что вы продаетесь.

К примеру, на 500px желающие обновить аватарку заходят редко. Там тусят в основном фотографы, да и аудитория фрагментирована географически. Еще и нет рекламных инструментов. Потому, туда идти стоит тем, кто преподает (не стоит вообще никому).

На свой сайт же можно привести рекламой, либо из органического поиска, по вполне понятному запросу типа: «свадебный фотограф Уфа»
+
+
+
//////////Сайт портфолио ////////////для фотографа
Штука нужная, но вам на него стоит сперва заработать (например, через социалки). Аудитория поисковиков уже давно превысила 90% от числа тех, кто пользуется интернетом вообще. А нормальный сайт для фотографа – это 50% успеха.
Ключевое слово – нормальный.
Пара советов:

1/ Закажите сайт в хорошей веб-студии. Мне как-то пришлось работать с сайтом фотографа, на который было стыдно настроить рекламу.

2/ Никаких слайд-шоу и flash'а.
Заказывайте сайт с блогом. Это поможет вашему продвижению.

3/ Ведите блог на сайте. Раз в неделю - самое то. В текстах упоминайте город, в котором снимаете. Потом спасибо скажете.
Не забывайте про социальные сети.

Раскручивать паблик фотографа в VK – так себе затея.

По большей части заголовок выше – правда. В социальных сетях нужно присутствовать. На текущий момент, аудитория социальных сетей сопоставима с аудиторией поисковиков.

Но, нужно быть вашей матерью, либо другом, чтобы добровольно подписаться на паблик «Виталий Васечкин - фотограф» и наблюдать там ежедневно фоточки левых людей (скорее всего так себе снятые).

Постарайтесь тщательно продумать, что постить.
Весь контент должен быть заточен на решение маркетинговых целей. В данном случае – продажу ваших услуг.

Помните, либо вы продаете себя как услугу, либо просто закрываете потребность в смене аватарки. С последним может справиться и штатив, потому и отношение к вам во время съемки будет соответствующее (как и оплата).

Лучше продавать себя. Этот вариант формирует потребность. Хотеть будут сняться именно у вас. Вы сможете ставить практически любой ценник. Снимать при этом очень желательно классно и узнаваемо, с характерном и... прокачать харизму. Нужно стать таким фотографом, с которым бы хотелось пообщаться зависнуть в баре.

Если шансы раскачать персональный бренд есть, то стоит разработать себе SMM-стратегию, в которой прописать план по постам (частота, содержание), чтобы ваше явление в ленте не слишком раздражало людей. Это относится и к профилю в Instagram.

Плюс в том, что можно и мастер-классы давать, когда прокачаетесь.

Минус в том, что стать действительно интересным человеком сложно.

Стоит трезво взглянуть на себя и свои работы со стороны. Если все плохо, то качайте скилл и берите им.

Когда у организации вопрос в том, кто отснимет каталожку – берут того, кто снимает нормально и не дорого стоит. Просто дайте рекламу и разошлите портфолио.

Что
постить:

Пара советов:

1/ Чаще раза в день – это перебор.
Лучше делать действительно качественные посты и редко, чем забивать чужие новостные ленты плохими фотографиями.

2/ Любой профиль фотографа = портфолио. Только лучшие работы. Никаких фоток с друзьями на шашлыках, пока вашими друзьями не станут Киану Ривз и Мадонна.


3/ Не пишите цену на услуги. Да, это ужасно раздражает, когда предлагают спросить цену и отвечают в лс, но статистика и личный опыт – штуки упрямые. В среднем, конверсия возрастает в 7 раз, по сравнению с профилями (группами/пабликами), где цена указана.

4/ Напишите, что вы фотограф. Расскажите, какими видами съемки занимаетесь. Люди должны понимать, что вы готовы сфотографировать, например, портрет, а голого мужика – нет.

Этап, на котором начинаются не самые очевидные вещи.

Вы ведь видели всю эту тучу сообществ, посвященных ретуши, либо на 100% состоящие из фотографий всех желающих. Вполне вероятно размещали там свои фотографии.

Вполне вероятно, потом еще и репост себе делали из такого паблика. Это не приведет клиентов. Никогда. Подобного рода сообщества созданы для тех, кто дает мастер-классы, рекламу фототехники в них, либо тешит свое самолюбие.

Потому, если вы планируете обучать других – смело покупайте там платный пост. Цепляйте к нему ссылку на альбом со своими фото и пишите, что обучаете ретуши. Очень хорошо, если вы перед этим действительно будете в состоянии чему-то полезному научить.

Если вы планируете оказывать услуги населению, то присмотритесь к другому роду сообществ.

Вам нужны все эти «Подслушано в Московском/Ставропольском/Урюпинском ПТУ», «Ищу тебя, Киров», «Союз матерей Вологды» и «Анонимные знакомства, Сыктывкар».

Да-да, все эти локальные группы и паблики, в которых тусит Светка с соседнего двора.

В ваш профиль Instagram их аудитория должна зайти, сайт найти, а группу вконтакте увидеть.

В общем, вы должны показать потенциальным клиентам, что вы существуете в этом мире. И с камерой обращаться умеете.
1
2
Как это сделать?
1. Пишите администратору сообщества и узнаете, сколько стоит рекламный пост.
2. Договариваетесь на эти примерно 500 рублей.
3. Генерируете текст вроде "снимаю за N (сколько стоит в вашем регионе в среднем) рублей", прикладываете лучшие фото и выбираете время для публикации.

Указываете свои контакты. Например:
  • Ссылку на личку, в формате http://vk.com/write01, где вместо 01 – id вашего профиля
  • Телефон
Скорее всего, если сообщество вы подобрали живое, у вас средние цены по региону, и вы не очень плохо снимаете – подобная реклама принесет вам первых клиентов в течении суток (или минут через 10, по личному опыту).

Этого более чем достаточно для тех, кому нет смысла качать персональный бренд. Когда его имеет смысл качать – становится интереснее.
Советы по выбору сообщества:

+ Сделайте список из всех региональных сообществ, где была бы уместна ваша реклама

+ Смотрите на число просмотров, которое указано возле записей. Выпишите среднее значение с 3-4 последних записей, рядом с названием сообщества.

+ Свяжитесь с администраторами и узнайте цену на размещение рекламы.

+ Сравните цены с числом просмотров записей и выбирайте лучшее по соотношению число просмотров/рубль.

Продвижение фотографа в социальных сетях:

Если снимаете со своей изюминкой и хоть немного отличаетесь от конкурентов – добавляйте в друзья активных подписчиков (лайки/комменты/репосты – это активность), всех региональных сообществ.

Либо – фотографов из пабликов, посвященных брендам фототехники и ретуши. Зависит от вашей целевой аудитории.

Каждый день. До лимита на добавление. И снова. И снова. Не забыли про то, что постить и как себя позиционировать?

Хороший контент сам себя не продвинет. При любом раскладе вам придется вкладывать либо время, либо деньги в свою раскрутку. Помимо собственно работы и саморазвития как фотографа, придется взаимодействовать с людьми. Сам ваш факт присутствия в какой-либо социальной сети не означает, что ваши работы увидят. А шанс, что ваше портфолио увидят те, кто после закажет ваши услуги – еще меньше. Они в социальных сетях ищут своих располневших одноклассников.
+
+
Пара советов:

Для всех социальных сетей где присутствуете – создайте дублирующие профили. С дублей точно так же добавляйте людей в друзья.

Помните про лимиты на тип взаимодействия. В Instagram, например, для максимально комфортной работы нужно иметь профиль возрастом от 6 месяцев и с числом подписчиков больше 500. До тех пор, проставить пару тысяч лайков не будет возможно. Профиль нужно связать с Facebook'ом.

Если вы будете не просто подписываться на людей, но и лайкать их - ваше продвижение пойдет заметно быстрее.
Есть множество сервисов для автоматизации действий вроде «подписаться и поставить лайк». Они платные. По нашему мнению – окупают себя.

Профиль в любой социальной сети – это всегда вложения на создание вашего персонального бренда и на формирование инфоканала, в который вы сможете транслировать помимо красивых фотографий, снятых вами, еще и рекламный контент.

Обычный пост вроде «до конца недели обучаю со скидкой обработке», либо «сегодня-завтра поснимаю за xxx рублей» даст в вашем сообществе пару клиентов. Помимо этого, подобные предложения можно донести до целевой аудитории и посредством рекламы.

Быть на все руки мастером

Вам придется познакомиться с рекламными инструментами Google, Яндекс и социальных сетей, т.к. упускать один из каналов, значит, лишить себя половины прибыли.

Если вкратце – выделяете целевую аудиторию. Настраиваете показы на нее в рекламном кабинете, получаете деньги (предоплата – это правильно) за фотосъемку и после работаете.
    • В VK лучше всего сработают промопосты (это в рекламном кабинете настраивается), показы которых настроены на женскую половину аудитории сообществ местных ВУЗов. И посты о детской/семейной фотосъемке, в пабликах посвященных региону/краю/области.
    • Если у вас есть сайт и вы снимаете хорошо, то пробуйте еще и контекстную рекламу. Если нет – то у нас сайт можно получить в подарок, в рамках продвижения.
    • Для регионов стоит точить портфолио на детей и семейную съемку.
    • На сайт стоит установить коды ретаргетинга, чтобы догонять свою аудиторию по сайтам партнерам Google, Яндекс и баннерами в VK, постами в Instagram и т.д.

    Заказов на рекламную фотосъемку из инструментов Google и Яндекс, в локациях, с меньше чем миллионом населения - не получить.

    Снимаете каталожку, рекламные имиджи и т.д. – шлите портфолио напрямую потенциальным работодателям. Всегда есть какой-нибудь швейный цех или амбициозный магазин модной одежды, планирующий делать съемки на месте. Их можно найти по рекламе в местном, прости господи, печатном глянце.
    Резюмируя.
    Для того, чтобы начать себя продвигать, вам нужно обладать, минимум:

    Фотоаппаратом, умением снимать, портфолио.

    Пониманием вашей целевой аудитории. Инсайтов, которые ее цепляют.

    Площадкой, которую посещает ваша целевая аудитория. Пабликом, профилем в Instagram, сайтом. Площадка не обязательно должна быть вашей. Главное, чтобы вы могли разместить там свое объявление.

    Продуктом. Например, мастер-класс, фотосессия за N рублей.

    А максимум сможем сделать мы.
    +
    +
    +
    +